?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из истории села Шубино Оренбургской области: кому молились

Черноземные земли Саринского плато стали населяться выходцами из внутренних губерний Российской империи с конца 1870-х годов. Здесь переселенцы покупали у башкир 3-ей и 4-ой Усерганских волостей земли «в вечное пользование». И образовывали на них хутора. Как правило, на хуторе селились выходцы из одной губернии (иногда – из одного селения). Может, только Новопокровка (бывший Дергаиш) была этаким крестьянским «Вавилоном»: здесь смешались представители аж двенадцати губерний!
Шубин (так хутор назывался в первые годы) населили, в основном, выходцы из Воронежской губернии.
Вскоре неформальным центром новых переселенческих хуторов стала Новопокровка. А в 1883 году «столичный» статус закреплен формально: Новопокровка превращается в главное село прихода, к которому епархиальной властью были приписаны все окрестные хутора.
Хутор Шубин относился к Новопокровскому приходу до 1895 года. С 1895 года по 1900 год он отошел к приходу Бакинскому. В 1900 году образован самостоятельный Шубинский приход. Таким образом, в духовной истории села Шубино можно выделить три первоначальных этапа: новопокровский, бакинский, собственно шубинский.

Для нас важно знать, как была устроена религиозная жизнь переселенцев. Восстанавливая информацию о тогдашних церковно-административных структурах, об устройстве церквей, о штате церковного причта, мы находим ответы на более глубинные вопросы: каким святым молились наши предки (и молились ли вообще), в каких церквах и кому исповедывались.
Без знания духовной истории любая другая история (экономическая, технологическая, социальная) нема и холодна. Прикосновение к сакральному, которое когда-то питало энергией внутренний мир наших прадедов, способно и сегодня не только оживить представления о былом, но и стать центром силы для новых практик.
Как выглядели первые переселенческие церкви? Какие священники окормляли здешнюю паству? Где переселенцы крестили родившихся в Оренбуржье детей? Кто отпевал первого шубинского жителя, почившего здесь в бозе? С какими нравственными поветриями приходилось бороться местной церкви? Все эти вопросы еще ждут своего полного ответа. Мы же начнем с малого… С первых страниц духовной истории села Шубино.

В НОВОПОКРОВСКОМ ПРИХОДЕ (1883 – 1895)
1.
Историю Ново-Покровского прихода описал Василий Романовский, «Церковно-статистическое описание Покровской церкви и ея прихода в селе Ново-Покровском, Орского уезда, Оренбургской епархии» (1, лл. 259 – 265).

Photobucket
Фрагмент рукописи В. Романовского

Ново-Покровский приход был образован в 1883 году. В его состав вошли хутора Ново-Покровский, или Дергаиш, Красная Поляна, Марченков, Симбирский, Шубин, Романовский и Казенно-Саратовский.
В 1984 году присоединились хутора Блявский, Бакинский, Именли-Покровский.
В 1885 году прибавился хутор Ново-Узенский, а хутор Романовский исчез – жители расселились на другие земли. Через год, в 1886 году, «разошелся» и хутор Ново-Узенский.
Переселенческая активность, как видим, еще похожа на вулканическую: людские потоки двигаются, еще не застывшие в отлаженности нового быта. Рождаются и иногда тут же «расходятся» хутора, чтобы возникнуть на новом месте.
Хутор Шубин держится. Возможно, причиной стабилизации переселенческого потока служит природа. Есть река, собравшаяся из отдельных степных родников, точнее, череда затонов, образующая приток Губерли… Берега поросли вербами – это держит влагу в летнюю засуху… Есть тучные черноземные земли – они широко развернулись по обе стороны от речного водораздела. Есть сосновый лес… Совсем рядом… Эта сосновая грива, продолжение реликтового карагайского бора, тянулась по склону вдоль оврага, который позже стал называться Мичуринским. Дядя Саша Скрипников мне как-то говорил, что он еще застал последние сосны. Из этого леса, собственно, и построено Шубино.
Здесь есть все, чтобы наладить неторопливый крестьянский быт.
Но вернемся к истории Новопокровского прихода. Год от года его состав менялся. «С 1986 года, – пишет Василий Романовский, – по 1989 год включительно приход состоял из следующих хуторов: Ново-Покровского, Красной Поляны, Именли-Покровского, Шубинского, Казенно-Саратовского, Бакинского, Симбирского и Марченкова. В 1890 году отделился к вновь образованному Казанскому приходу хутор Бакинский. В 1892 году присоединился хутор Ракитянский и Ново-Михайловский, в 1893 году присоединился хутор Мазов, официально называемый Николаевским».
В таком составе приход просуществовал вплоть до 1895 года, когда к вновь образовавшемуся Бакинскому приходу отделились хутора Шубин, Казенно-Саратовский и Симбирский.

2.
Покровская церковь, в честь которой был переименован Дергаиш, возникла сначала как небольшой молитвенный дом. Хотя при образовании прихода в 1883 году предполагалось решением епархиального начальства выстроить здесь церковь на каменном фундаменте по проекту инженера Ф. Маркелова. Для этого жители хуторов вносили добровольные пожертвования. Некоторые прихожане вкладывались своим трудом.
На собранные деньги верстах в 150 от Новопокровки, на берегах речки Юлука, был куплен сосновый лес и привезен к месту церковной постройки. Но выяснилось, что негде жить приглашенному в приход священнику. Поэтому из заготовленного леса построили жилой дом. А потом еще одно здание – для церковной сторожки и школы.
Для церкви же, нарушив первоначальные планы, купили два небольших готовых сруба размером «8 аршин ширины, 16 длины и 3,5 аршина высоты без купола и колокольни». В таком виде молитвенный дом был освящен 13 ноября 1883 года благочинным, священником поселка Верхне-Озерного Иваном Маленным в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Photobucket

Позже к этому молитвенному дому пристроили еще один сруб и колокольню. Он «принял вид полуцеркви и увеличился в длину до 39 аршин с алтарем и колокольней».

3.
В 1891 году из-за тесноты и обветшалости прежнего молитвенного дома в Новопокровке решено построить новую церковь – деревянную, на каменном фундаменте. План церкви был утвержден 12 апреля (здесь и далее по старому стилю, – Ю.Ш.) епископом Оренбургским и Уральским Макарием. А 12 мая был заложен фундамент. К 1895 году церковь была выстроена и в том же году освящена преосвященным Макарием в честь Покрова Богородицы.
Новая, в византийском стиле церковь имела колокольню и пятиглавый купол. По бокам ее пристроены были приделы, так что в плане она имела крестообразный вид. Между колокольней и центральным алтарем имелась трапезная.
Описанные В. Романовским размеры нового храма таковы: «в длину с алтарем и колокольней 45 аршин, в ширину в настоящей с пределами 33 аршина; размер алтаря в длину и ширину 15 аршин, в высоту с куполом внутри 28 аршин, размер трапезной в длину 15 аршин, в ширину 12 аршин, в высоту 10 аршин; размер колокольни в длину, в ширину 15 аршин; высота колокольни по наружности 45 аршин, высота купола 40 аршин до крестов; толщина стен во всех частях здания не менее 6 вершков».
Выглядела церковь следующим образом: «Выходных дверей в церкви три, все обращены на запад и отворяются наружу, двери деревянные, окованы железом. Окон в церкви в нижнем ярусе шестнадцать, в среднем в настоящей четыре, в куполе восемь, в колокольне во втором и в третьем ярусах по одному окну; в окнах нижнего яруса вставлены железные решетки и во всех ярусах двойные рамы. Церковь покрыта на пяти главах и шпиле колокольни белой жестью, а в остальных частях черной жестью, окрашенной в зеленый цвет; все стены церкви снаружи обшиты тесом и окрашены в белый цвет; на всех пяти главах и шпиле колокольни поставлены восьмиконечные кресты, деревянные, окованные белой жестью».
Ну, и еще несколько слов о звучании на всю округу: «На колокольне имеются колокола:
1) большой весом 25 пудов 34 фунта, 2) средний весом 1 пуд 32 фунта, малые 3) весом 1 пуд 4 фунта и 4) – 19 фунтов».
Средства на постройку церкви были выделены епархией, а также местным сельским обществом и прихожанами других хуторов прихода. Обошлась постройка в 12 тысяч рублей.
К 1898 году, когда священник Романовский составлял свое историко-статистическое описание прихода, внутренняя отделка Покровской церкви еще не была завершена. Храм не был украшен. Иконостас там стоял временный – старый, купленный из предела Троицкой церкви города Оренбурга. Возможно, именно с этого иконостаса смотрели на шубинцев глаза святых, когда они в 1895 году прощались с Покровской церковью, налаживая маршруты в село Бака, к храму в честь рождества Пресвятой Богородицы.
С этого года Шубин был приписан к Бакинскому приходу.

В БАКИНСКОМ ПРИХОДЕ (1895 – 1900)
Село Бакинское (или по-другому Нововоронежское) находилось в 12 верстах от Шубина. Административно это были уже земли 4-й Усерганской волости. Образовали село, как это следует из второго названия, крестьяне Воронежской губернии.
Помимо Шубина, к Бакинскому приходу относились хутора Казенно-Саратовский (в 13 верстах от Бакинского) и Старосимбирский (в 6 верстах).
Составитель «Историко-статистическое описание Богородице-Рождественской церкви Бакинского прихода» (1, лл.291 – 292) священник Петр Воскобойников делает важное для нашего исследования замечание относительно шубинских жителей:
«Хутор Шубинский составился из переселенцев Воронежской губернии, вышедших со старины около 20 лет тому назад», т.е. около 1878 года. Жители каких губерний основали Казенно-Саратовку и Старосимбирку, ясно из названий. Все жители прихода, исключая Казенно-Саратовку, были малороссы.
Всего в приходе числилось 180 дворов, жителей обоего пола – 1365 душ. Из них в Бакинском хуторе – 543 человека, в Шубинском – 465 душ, в Старосимбирском – 211 и в Казенно-Саратовском проживало 146 человек. Как видим, Шубин – второй по численности населения хутор в приходе.
Приход в хуторе Бакинском был открыт в 1893 году, за два года до причисления к нему Шубина. И в том же году здесь открылась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Photobucket

Как и в Новопокровке она была деревянной. Построена на пожертвования жителей Бакинского хутора (для этого потребовалось 5000 рублей серебром). Вмещала в себя около 500 человек.
Это была вторая церковь, приветившая шубинцев.

В ШУБИНСКОМ ПРИХОДЕ
1.
В 1900 году жители Шубинского хутора на свои средства построили собственную церковь. Она была деревянной, холодной, то есть не отапливалась, крыта железом, с деревянной колокольней, имела деревянную же ограду.
10 сентября 1900 года она была освящена во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Престольный праздник отмечался 26 сентября.
В этом же году, в декабре был учрежден Шубинский приход. По этому поводу Правительствующий Синод известил Оренбургскую консисторию (3, л.77):

«№7203 1900 дек. 20. В консисторию распоряжение.
<типогр. набор> О указе его императорского величества, самодержца всероссийского, из Святейшаго Правительствующего Синода
<машинопись> Преосвященному Владимиру, епископу Оренбургскому и Уральскому

<типогр. набор> По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, святейший Правительствующий Синод слушал: <машин.> рапорт Вашего Преосвященства, от 25 ноября сего года №155 63, коим ходатайствуете об открытии самостоятельнаго прихода, с причтом из священника и псаломщика, при Иоанно-Богословской церкви хутора Шубинскаго, Орскаго уезда. ПРИКАЗАЛИ: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства, Священнейший Синод определяет: при Иоанно-Богословской церкви хутора Шубинскаго, Орскаго уезда, открыть самостоятельный приход, с причтом из священника и псаломщика; о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом.
Декабря «14» дня 1900 г.
Обер-секретарь А. Токмаков.
Секретарь Фомин».

2.
Так началась история шубинской церкви. Перед ее алтарем побывали все наши земляки. Здесь крестили младенцев. Здесь отпевали умерших.
Эта церковь неразрывными узами связана с каждой шубинской семьей.
С моей – в том числе.
В досоветские годы церковными старостами здесь попеременно были мои родственники – двоюродный прапрадед Иван Шинкаренко и прапрадед Михаил Леонтьевич Гречаниченко.

Photobucket
Фрагмент Клировых ведомостей за 1912 год с упоминанием прапрадеда М.Л. Гречаниченко

Мои бабушка и дедушка по отцу родились в том же 1900 году, когда возникла церковь. Бабушка через всю жизнь пронесла свою веру, несмотря на запреты, гонения, насмешки. Когда церкви не стало, она осталась среди тех, кто не отказывался помогать землякам при исполнении нехитрых церковных треб – крещений и отпеваний.
Я помню из детства вечно повторяющуюся картину: бабушка проходит в горницу, к иконам в «красном» углу, крестится и кланяется им.
Лишь спустя много лет я, уже взрослый, удосужился задаться вопросом: а что за иконы там были. И нашел ответ. Одна икона – икона Богоматери Жировицкой (история с этой иконой заслуживает отдельного рассказа). А вторая икона – храмовая, икона Иоанна Богослова.

Photobucket

3.
В советские годы из церкви сделали клуб. Но кто-то мудрый распорядился, чтобы в пустых киотах по бокам от сцены (бывшего алтаря) никогда не висело никаких портретов, никаких Марксов-Энгельсов-Лениных-Сталиных, как это было в других поруганных церквях. Нет, в шубинской церкви пустой киот заполнился иным… Профессиональный художник маслом нарисовал здесь, на задней стенке киота, пшеничное поле, убегающее к светлому горизонту. Оно волновалось в порывах ветерков, отсвечивало золотыми волнами. И излучало живое тепло.
Это было самое теплое место в холодном клубе.
Мы, дети, инстинктивно притягивались к этому средоточию сохраненного летнего тепла, наполнялись возле киота какими-то незнакомыми для нашего пионерского детства смыслами. Чтобы выразить эти смыслы, мы просто не знали подходящих слов.
И лишь со временем потерянные слова проступали в нашем опыте, как солнечные краски на погасшей было иконе.
А слова такие: «Я есмъ хлеб жизни!» – слова, наполненные безграничной любовью, жертвенностью и провидческим предчувствием мученического Креста.

Источники:
1. ГАОО (Государственный архив Оренбургской области ). Ф.173, оп.3, ед.хр.5262. Историко-статистическое описание церквей Оренбургской епархии:
2. ГАОО. Ф.173. оп.9 (ч.3). ед.хр. 1726 Клировые ведомости за 1912 г.
3. ГАОО. Ф.174, оп. 1. ед.хр. 357. Указы Святейшего Правительствующего Синода за 1900 год.
4. Оренбургские епархиальные ведомости.

Репродукции икон:
http://nikolo-ioasaf.prihod.ru/articles/view/id/21911
http://www.cirota.ru/forum/images/37/37186.jpeg
http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/ikona-apostol-i-evangelist-ioann-bogoslov-2.html


Comments